Какого числа Масленица и Великий пост 2020? Церковный календарь
Даты празднования Масленицы и начала Великого поста каждый год меняются, поскольку они привязаны к празднику Пасхи
Празднуют Светлое Воскресение Христово весной, а день из года в год высчитывают по специальному церковному календарю — в 2020-м Пасху отметят 19 апреля.
Масленица с блинами без икры и с хачапури с сыром>>
Соответственно, многих интересует, какого числа начинается Масленица и Великий пост в 2020-м, чтобы заблаговременно подготовиться к празднику и следующему за ним длительному посту.
Учитывая особый интерес к этому вопросу, Sputnik Грузия рассказывает, какого числа Масленица и Великий пост начинаются в 2020-м.
Какого числа Масленица
Древнеславянский праздник Масленица, символизирующий проводы зимы и встречу весны, после принятия христианства привязали к Пасхе и ежегодно празднуют в разное время.
Масленицу начинают отмечать за неделю до Великого поста – завершается она Прощеным воскресеньем.
В церковном календаре Масленица не упоминается. По церковному календарю, за семь дней до Великого поста отмечают Сырную седмицу (церковнославянское название недели).
Сырная седмица или Масленица готовит православных к длительному посту – в этот период можно употреблять молочные продукты, но мясные есть уже запрещаются.
Великий пост, по церковному календарю, в 2020-м начинается 2 марта, соответственно, Масленица продлится с 24 февраля по 1 марта.
Главным блюдом Масленицы, которая с древних времен славится обильной и сытной пищей, остаются блины. Блины на Масленицу получаются особенно вкусными. Всю масленичную неделю люди, готовясь к строгому и продолжительному посту, лакомятся разнообразными и вкусными блюдами, не отказывая себе ни в чем.
Какого числа Великий пост
Великий пост — самый строгий и продолжительный из четырех многодневных постов в церковном календаре.
Великий пост установили апостолы. В первые века христианства Великий пост длился от 24-х до 40 часов – в этот период верующие от пищи отказывались полностью. Поместные Церкви пришли к идее 40-дневного Великого поста в начале V века.
Великий пост, напрямую связанный с наступлением Пасхи, каждый год начинается не раньше 15 февраля и завершается не позже 7 мая. Великий пост в 2020-м начнется 2 марта.
Великий пост начинается в Чистый понедельник сразу после Прощеного Воскресенья — за семь недель до Пасхи. В 2020-м Светлое Воскресение Христово отпразднуют 19 апреля.
Материал подготовлен на основе открытых источников
дата, традиции, история праздника, что можно и нельзя делать
Масленица – веселый, озорной, сытный и любимый для многих праздник прощания с зимой. В 2020 году Масленичная неделя продлиться с 24 февраля до 1 марта. Это значит, что календарная весна наступит аккурат на Масленицу. Как же следует встречать долгожданную красавицу-весну, какие древние традиции пришли к нам из языческих времен, что можно и нельзя делать на Масленицу – читайте на Joy-pup.
Когда праздновать Масленицу в 2020 году?
Дата празднования Масленицы – мигрирующая, поскольку зависит от Пасхи. Каждый год Масленичная неделя наступает по-разному: в
История Масленицы: дохристианские обряды встречи весны
Масленицу отмечали еще наши древние предки, посвящая этот праздник языческому богу Солнца (Ярилу). Отсюда и главная «съестная»
После крещения Руси Масленицу привязали к Пасхе и Великому посту. Но ее веселые и разгульные обычаи с народными гуляньями и сытными блинами так и остались главной особенностью этого праздника. «Без блина не Маслена», — такая прибаутка и ныне популярна в народе.
Как праздновать Масленицу: главные традиции
Масленицу часто называют Сырная седмица, Мясопустная неделя, поскольку в этот период не рекомендуется есть мясо. А вот молочные и мучные продукты – пожалуйста! Блины с различными начинками, вареники, сыр, масло, яйца, сметана, икра, рыба – все это обязательные атрибуты праздничного стола на Масленицу. Целую неделю люди ходят друг другу в гости, участвуют в народных гуляньях, наряжаются в народные костюмы, поют и танцуют – ведь сам Бог велел хорошо повеселиться на Масленицу. В старину молодые люди старались выбрать себе пару, сослать сватов или даже сыграть свадьбу до Масленицы. После Прощеного воскресенья начнется Великий пост и развлекаться, есть сытную еду и веселиться уже нельзя.
Традиции Масленицы очень легкие и приятные: гулять, есть блины и веселиться, и все не без толку. А чтобы поскорее пришла весна. Сжигание чучела зимы в последний день празднования – действие яркое и символическое. Считалось, что вместе с огнем уходит все старое и плохое, давая дорогу новому и хорошему. Пепел от чучела развеивали над полями, чтобы в этом году был хороший урожай.
Веселая неделя: как называть и что делать в Масленичные дни
У каждого дня Масленицы есть свое название и предназначение, свои обряды и ритуалы.
Понедельник, первый день Масленицы (24 февраля 2020 года) – «встреча». В этот день выпекали первый блин, который оставляли на подоконнике или отдавали беднякам за помин души умерших родственников. Дети и взрослые зазывали в гости Масленицу, а матери учили дочек печь блины.
Вторник, второй день Масленицы (25 февраля 2020 года)
Среда, третий день Масленицы (26 февраля 2020 года) – «лакомка». День, когда следует ехать в гости к теще на блины. В этот день разрешалось вдоволь веселиться, петь и танцевать, кататься на санях, есть и пить. «Блин не клин – живота не расколет», — говорили в народе.
Четверг, четвертый день Масленицы (27 февраля 2020 года) – «разгуляй» или Широкая Масленица. Празднование в самом разгаре, как говориться «на широкую ногу». В старину в упряжку закрепляли по нескольку саней и катались по селу на таком импровизированном масленичном поезде. Также в этот день водят хороводы, устраивают народные забавы, игры в снежки, кулачные бои. Одна из русских традиций – взятие снежного городка. Взрослые и дети строят снежные башни, а затем взрослые участники делятся на два лагеря – конницу и пехоту. Первые нападают на снежный город, а вторые обороняются метлами.
Пятница, пятый день Масленицы (28 февраля 2020 года) – «тещины вечера». В этот день уже зятья угощают своих тещ блинами. Принято торжественно приглашать маму жены в гости, а она может прийти не одна, а с подругами.
Суббота, шестой день Масленицы (29 февраля 2020 года) – «золовкины посиделки». В этот день в гости к молодоженам приходила сестра мужа, со своей семьей (если она замужем). Если золовка незамужняя, приходила вместе со своими подругами.
Воскресенье, последний день Масленицы (1 марта 2020 года) – «прощеное воскресенье», «прощеный день, «целовальник». Последний день Масленицы, когда принято просить прощения у всех родственников, друзей, соседей, а затем поцеловаться и поклониться. Пора прощания с Масленицей, весельем и зимними забавами. В этот день еще можно вдоволь насладиться праздником: водить хороводы, плясать, кататься в упряжках. А затем – отправиться в баню, чтобы хорошо отпариться и помыться перед Великим постом.
Как празднуют Масленицу в современной России?
В современных деревнях и городах на Масленицу проходят массовые народные гулянья. Ряженные персонажи в образах скоморохов и петрушек веселят людей, взрослые и дети участвуют в играх и конкурсах, угощаются блинами и сладостями, радуются и резвятся на открытом воздухе. Народные празднование проходят в парках, национальных музеях и на центральных площадях городов. Люди веселятся от души: театральные представления, хороводы, песни и танцы можно встретить на каждом шагу. А сколько разновидностей вкусных блинов, бубликов, пирогов да вареников можно попробовать! Вовсе и не счесть!
Самые распространенные народные забавы на Масленицу:
- Перетягивание каната.
- Снежный лабиринт.
- Перегонки на ходулях.
- Снежные мишени, игра в снежки.
- Кулачные бои.
- Кидание валенка.
- Сжигание чучела зимы.
Что нельзя делать на Масленицу?
Как уже говорилось выше, на Масленичной неделе не разрешалось есть мясные блюда. Единственное исключение – Прощенное воскресенье, когда можно было отведать мясо перед постом. Еще один запрет на Масленицу – нельзя грустить, ссориться и обижаться на близких. Считалось, если на Масленичной неделе не будешь веселиться, весна наступит еще не скоро. А того, кто все праздничные дни грустил, ожидает несчастье.
Нельзя на Масленицу скупиться и жадничать – а наоборот, следует угощать блинами друзей и знакомых и кормить голодных. Нельзя встречать гостей в неубранном доме. Масленица – время для наведения порядка и чистоты. Нельзя отказывать, если вас пригласили в гости, а если пришли, то запрещено переедать и много пить. В последний день Масляной нельзя отказывать, если кто-то искренне просит у вас прощение. «Бог простит» — таков должен быть ответ.
Приметы на Масленицу
На масленицу всегда старались испечь как можно больше блинов – к богатству и хорошему урожаю. Если блины, получились ровными, красивыми и золотистыми, год будет легким и удачным. А если пригорели и слиплись – ждите несчастий. Избавляться от ненужного и старого на Масленицу – хорошая примета. «На Масленицу старое простить — в жизнь новое пустить».
В народной памяти также сохранилось множество примет, свидетельствующих о погоде и будущем урожае.
- Морозы на масленичной неделе – к богатому урожаю и теплому лету.
- Дождит на Масленицу – к хорошему урожаю грибов.
- Много снега – к теплой и ранней весне.
- Сосульки – к богатому и сытному году.
Когда Масленица в 2020 году
Когда Масленица в 2020 году
Масленица
Масленичная неделя, Сырная неделя, Мясопуст
Масленица – народное название Сырной седмицы (недели)
В 2020 году праздник Масленицы отмечается с понедельника 24 февраля по воскресенье 1 марта 2020 года
Дата Масленицы зависит от дня Пасхи. В 2020 году Пасха празднуется в воскресенье, 19 апреля 2020 года. От этой даты отсчитываем 56 дней (8 недель) и получаем 24 февраля 2020 года – день начала Масленичной недели в 2020 году
Масленица символизировала рубеж между зимой и весной, праздновалась как перелом зимы и поворот к весне. Как большинство старинных народных праздников, она соединила в себе древнейшие языческие обычаи и элементы христианских обрядов. Один из древнейших и истинно народных праздников, который отмечали повсеместно люди разных сословий и возрастов, горожане и сельские жители. Это один из самых любимых и весёлых праздников в году
Переходящая по срокам масленичная неделя начиналась за 56 дней до Пасхи, что соответствует второй половине февраля – началу марта по новому стилю. Отсюда и происходит название Сырная седмица (неделя) – Масленица
Начинали празднование в понедельник. В первый день встречали Масленицу в образе соломенного чучела, возили его в санях, приветствовали пением и плясками. Всю неделю праздничного периода разрешается употреблять продукты животного происхождения и сливочное масло. На Масленицу накрывали обильные сытные столы из мучной и молочной пищи, а также из яиц, рыбных блюд, пирогов, кваса, пива, браги; угощали и ходили друг к другу в гости. В праздничной трапезе обязательно присутствовали блины – языческий символ солнца
В последний день Масленичной недели, в воскресенье, были уже проводы праздника, «прощёный день». В этот день на берегу рек жгли ритуальные очистительные костры из старых и ненужных вещей, провожали и сжигали Масленицу, наряженную в крестьянское женское платье
В народе Масленица начинается на день раньше — в предыдущее воскресенье, на так называемое «мясное заговенье», когда православным в последний раз разрешается есть мясо (т.е. продолжается 8 дней)
Истинный смысл Масленицы в том, чтобы все верующие могли примириться друг с другом, попросив прощения за давние обиды и разногласия, очистив тем самым свою душу от грехов. Поэтому в конце недели наступает Прощеное воскресенье. Человек через дела должен придти к духовному очищению
Людям верующим, которые соблюдают пост, во время Сырной седмицы запрещается вкушать мясо в пищу, а вот молоко, яйца, сметану, пока ещё можно употреблять, в том числе и блины
После Масленицы начинаются 7 недель Великого поста, длящегося до воскресенья праздника Пасхи (вернее, Великий пост длится 7 недель без одного дня, с Чистого понедельника до предпасхальной субботы включительно, до первой вечерней звезды)
Масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого Поста. Для православных Сырная седмица, масленица – неделя постепенной подготовки к Посту
Смотрите также:
Когда Масленица:
в 2021 году; в 2022 году; в 2023 году;
в 2024 году; в 2025 году; в 2026 году; в 2027 году;
в 2028 году; в 2029 году; в 2030 году
Прощёное воскресенье
Как просить прощения и прощать в Прощёное воскресение
Что нужно делать в Прощёное воскресенье
Народные традиции в Прощёное воскресенье
Что нельзя делать в Прощёное воскресенье
Что можно есть в Прощёное воскресенье
Когда Прощёное воскресенье:
в 2021 году; в 2022 году; в 2023 году;
в 2024 году; в 2025 году; в 2026 году; в 2027 году;
в 2028 году; в 2029 году; в 2030 году
https://konsulmir.com/kogda-maslenica-v-2020-godu/konsulmirПравославные праздникиПраздники и выходные дниКогда Масленица,Когда Масленица в 2020 году,Масленица,Масленичная неделя,Мясопуст,Православные праздники,Праздники и выходные дни,Сырная неделяКогда Масленица в 2020 году Масленица Масленичная неделя, Сырная неделя, Мясопуст Масленица – народное название Сырной седмицы (недели) В 2020 году праздник Масленицы отмечается с понедельника 24 февраля по воскресенье 1 марта 2020 года Дата Масленицы зависит от дня Пасхи. В 2020 году Пасха празднуется в воскресенье, 19 апреля 2020 года. От этой…konsulmir [email protected]Организации и консульства. Праздники, календари, выходные. Справочная информация. Анекдоты, юмор
Масленица — Википедия
Эта статья — о славянской обрядности. О церковном праздновании см. Сырная седмица.Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии.
В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста[1]. Аналог карнавала в европейских странах. Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные»[2].
Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, блины и лепёшки, а у белорусов и украинцев также вареники, сырники и колодка.
В древнерусских письменных памятниках термины с корнем масл- для обозначения Сырной недели широко распространяются с XV века: Масленая недѣля, Масленое за́говѣнье, Маслопустъ «воскресенье, с которого запрещается употреблять молочную пищу», Масленица, Масляница «неделя перед этим воскресеньем»[3].
В восточнославянских диалектах зафиксированы следующие варианты названия: рус. Масляна, Масляница, Масляная, Масленая неделя, Сырная неделя[4], Мясопуст[5], Сыроястная неделя, Всемирный праздник, Прожорная неделя, Обжорная масленица, Маслено заговенье[6], Блинщина, Блинная неделя[7], Поползуха (в связи с подвижными датами), Объедуха[8], Честная масленица, Широкая масленица, Весёлая масленица[9], Кривая неделя[10], Боярыня-масленица, Госпожа Масленица[11], Молочная неделя[12], Молочница[13]; полес. Весна, Запускный тыждень, Запустный тыждень, Масленая колядуха, Масленая (неделя), Масленая полизуха, Масленица, Масленка, Масленый тыждень, Маслоед, Масная, Масница, Масный тыждень, Отпущальная, Прощальный тыждень, Пустый тыждень, Сыропная неделя[14]; белор. Масленіца, Масленка, Масніца[15]; укр. Ма́сниця, Пу́щення, Сиропу́ст[16], Пироги, Колодка, Колодій, Заговини, Сирний тиждень[17].
В языках православных народов России названия последней недели перед Великим постом являются заимствованием из русского (эрз. Масинця, Мастя, мокш. Масла, Масланьце, коми Масьленича, удм. Масленча), либо калькой: чуваш. Ҫăварни[18], кряшенск. тат. Май чабу атнасы, мар. Ӱярня — «масляная неделя»[19], коми Йöввыв «молочная», удм. Вöйдыр «время масла», хак. Сарығ хаях улукун «праздник топлёного масла», осет. Урсы къуыри «неделя молочной пищи» (букв. «белая неделя»). Другая модель названия связана с традицией катания на лошадях — эрз. Кирякшчи «День катаний», коми Гажа валяй «весёлое катание», кряшенск. тат. Кәтәйсә итү «кататься». В некоторых традициях март называется «месяцем Масленицы» (чуваш. Ҫăварни уйăхĕ, мар. Ӱярня тылзе).
По мнению Вс. Ф. Миллера[20] и Б. А. Рыбакова[21], в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у ряда народов, использующих солнечный календарь, является началом нового года. Согласно этой гипотезе, празднование нового года и проводы зимы были передвинуты с 22—24 марта на более ранние даты в результате введения христианского Великого поста.
Среди дореволюционных исследователей было распространено мнение, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Волоса. И. М. Снегирёв писал: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня, не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным»[22]. Н. Дубровский отмечал[23], что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной и считал, что масленичные обряды перешли с Власьева дня, когда у Власия «и борода в масле». Н. П. Волков[кто?][прояснить] прямо утверждает, что масленица, по мнению учёных, была посвящена Волосу, скотскому богу[24]. У белорусов зафиксирована поговорка «На Власа бери ковшом масло» (белор. На Аўласа бяры каўшом масла)[25]. В Полесье до сих пор Широкий четверг Масленичной недели называют «Власье» или «Волосий»[26].
Существует версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей (см. Авдотья Весновка 1 марта)[27]. Вероятно на Руси первоначально масленичные действия соотносились с началом нового года, приходившегося на март[28] (до 1492 года). Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. К. Зеленина, могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста. Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» (ср. с обычаем греть покойников). Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале[29].
В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной[30], когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы»[31]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо[32][33].
Советский фольклорист В. Я. Пропп, развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера, считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ[34]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Я. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям[35]. Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода»[36]. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов («столбы»)[37], их гостевания[38], катания с гор[39] и на упряжках[40], шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста[41]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота[42].
Со стимуляцией плодородия В. Я. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы, обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов[К 1]. В. Я. Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках, и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник[43][44]. Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда[45].
Служители церкви преследовали тех, кто праздновал Масленицу. Патриарх Адриан хотел уничтожить этот «бесовский праздник», но не успел, однако сократил его время на 8 дней[46].
Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы[47]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют»[47].
По мнению современного фольклориста А. Б. Мороза, нет оснований утверждать, что Масленица — это собственный языческий праздник. Масленичная обрядность переосмысливает то, что предлагает Церковь. В частности, пост в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни[48].
Малая масленица[править | править код]
В некоторых местах к встрече Масленицы готовились ещё с субботы предыдущей (Пёстрой) недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8—10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричали: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду!» С субботы начинали праздновать «малую Масленку» и кое-где во Владимирской губернии. Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали: «Нет» — то били лаптями[11].
В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день, первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище[49], а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.
Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали умерших в доме родственников разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины. «Со стола не сбирають»: остатки вечерней трапезы оставляют на столе до утра вместе с посудой и ложками, прикрыв всё это концами скатерти (д. Щепихино, Калужского района)[50].
И теперь крестьяне убеждены, что на заговенье, особенно же масленичное, пред Великим постом, необходимо оставить для предков-покойников кушанье. А потому на заговенье после ужина со стола ничего не убирают, чашек и ложек не моют, даже горшки с оставшейся пищей ставят на стол. Все недоеденное оставляется «родителям», которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят[51]. |
Мясное воскресенье[править | править код]
Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья»[52]. В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят»[50]. В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», — говорили в вечер перед масляной[53].
Празднование Масленицы на Донецчине, почтовая марка Украины (2003)Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье[54]. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица[55]. В народе каждый день Масленицы имел своё название.
Понедельник — встреча[править | править код]
Начало Узкой Масленицы. Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам. В селе Камызино Красненского района Белгородской области всю неделю водили по селу корову в лаптях[56].
В первый день Масленицы[57] в некоторых сёлах Витебской области совершается белорусский обряд (обрядовая игра) «Похороны Деда». Для совершения обряда в одном из сельских домов устанавливается гроб с соломенным чучелом деда, которое обладает фаллосом. Замужние женщины оплакивают чучело, как живого человека. После этого гроб с «дедом» выносят на кладбище, где закапывают его в снегу, соломе, или поджигают[58]. Обряд внесён в список элементов нематериального историко-культурного наследия Белоруссии[57].
Вторник — заигрыши[править | править код]
В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!»[59].
Среда — лакомка[править | править код]
Другое название: рус. Лакомка[60]; полес. Скоромная середа[14].В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение к мужу своей дочери. Кроме зятя, тёща приглашала и других гостей[61].
Четверг — разгул[править | править код]
Другие названия: рус. Разгуляй, Перелом, Широкий четверг[9], Разгуляй-четверток[60]; белор. Крывый четверг[62]; полес. Влас, Власы, Власье, Волосий, Колодка, Коляда масленая, Колядуха масленая, Кривый четверг, Масленый четверг, Тлустый четверг[26].
С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои[63], различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка[64].
Масленичные гулянья повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни. «На Масленую огонь палят. Палят костры, и тут, и там. Бабы в широких юбках перепрыгивают через костры, и мужики прыгають.[sic] Мы вот вали (валежник) насобираем и поём:
Яко середу на масленую, на жидовские заговенья |
В селе Ураково Красненского района Белгородской области с четверга возили по деревне соломенного коня. «Делали большие санки, и на них коня. Для этого брали ржаную солому, длинную и твердую, связывали веревками — это было туловище. Затем делали шею и голову коня. Соломенного коня делали мастера, так как не каждый мог это сделать. Коня обливали водой и оставляли на ночь. До утра он замерзал. Тогда ему рисовали углём глаза. На таком коне катались верхом». В селе Камызино того же района по селу на санях возили живую козу, наряженную в платок. Рядом с ней ставили стол с выпивкой. И так ездили по селу[56].
В сёлах Солдатское и Роговатое Старооскольского района с этого дня парни устраивали масленичные проказы: подпирали двери бревном, засыпали снегом ворота и окна, затаскивали на крышу сарая телегу, рядились в вывернутые шубы, пачкали себе лицо сажей и пугали прохожих[66].
В Ярославле с четверга поют коляду. В этот день народ ходит по домам с бубнами, балалайками и другими народными инструментами, поздравляют хозяев с праздником и «просят дозволения пропеть коляду», в чём им обычно не отказывают.
Колядская песня:
Уж как шли ребята колядовщики, В первом терему красно солнушко, |
По окончании песни хозяева дарят колядовщикам деньги и угощают их вином. При прощании колядовщики поют хозяину благодарность:
Благодарствуй хозяин, на хлебе, на соли и жалованье. |
Четверг украинцы и белорусы посвящали «Волосию» и праздновали во имя благополучия скота[62] (ср. Власьев день).
Дни с четверга по воскресенье белорусы Смоленской губернии называли прощёнными, и в эти дни ходили просить друг у друга прощения за обиды и грехи, говоря: «Прасци чем я перед табою сагрешил»[68].
Пятница — тёщины вечёрки[править | править код]
В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким[69].
Суббота — золовкины посиделки[править | править код]
Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок[60] и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Новобрачная должна была подарить золовкам какие-нибудь подарки[70].
Русская церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов[71].
Воскресенье — проводы[править | править код]
К. Крыжановский. Прощёный день в крестьянской семье. XIX в.Также называется: Целовальник, Прощёный день[72], Заговенье, Прощёное воскресенье[73]; Сыропустие[74], полес. Весна, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Масница, Пущенье постовое, Чирка[26], Чорна недиля (полтав.)[75].
Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших[76], ходили на кладбище прощаться с своими родственниками[77]. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы[78], полученный пепел рассыпали по полям[57].
В Костромской губернии в воскресенье организуется «обоз»: «верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки — «сжигают Масленицу». А в деревнях вечером, взяв по пучку соломы, складывают в одну кучу и зажигают — «сжигают соломенного мужика»[79].
В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующей неделе иногда проводились «тужилки по Масленице»[80].
По свидетельству С. В. Максимова: «…Чрезвычайно твёрдо держится обычай прощаться с покойниками… Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвёртом часу пополудни они кучками в 10-12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьёт по три поклона, причём со слезами на глазах шепчет: „Прости меня (имя рек), забудь всё, что я тебе нагрубила и навредила“. Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой также молча, как и пришли»[81].
В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (зимы-Мораны[82]), так и в его символических похоронах[83]. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды[84].
В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался[85].
Наиболее архаичным является обряд, при котором действия участников носят эротическую окраску:
В Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На р. Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела[83]. |
В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай[86].
Во многих местах в первую неделю поста разгульно отмечали «тужилки» (или поминки) по Масленице. В первый день великого поста в некоторых местах, несмотря на строгий пост, «полоскали рот» водкой[87]. Говорили: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть». Затем они ходили в баню и покрикивали: «поддай пару маслянице». После бани опять «полоскали рот». Некоторые «полощут свой рот очищенной» почти в продолжении всей первой недели поста[88]. Кое-где устраивались кулачные бои, которые должны были способствовать «очищению» от скоромного, их называли «выколачивать лепешки» (вятск.) или «блины вытрясать» (тульск.)[89]. Женщины мыли и чистили кухонную посуду, очищая её от жира и остатков праздничной еды.
В Вятской губернии девушек из соседних сёл подруги приглашали на гуляние к себе через два дня после начала Великого Поста, они жили в гостях по два—три дня, ходили на гулянья и посиделки, на которых играли, пели и плясали[80].
В пятницу в церквях освящали коливо (кутью) в память святого великомученика Федора Тирона[90].
Во многих местах в субботу первой недели поста устраивались молодёжные гулянья с угощением блинами, но уже постными[80]. В Курской губернии день назывался «Даровая суббота», «Феодорова»[91].
На Нижегородчине существовал обряд «козья масленица», приуроченный к Чистому понедельнику или первому воскресенью Великого поста и отмеченный вождением по улицам убранного венком и лентами козла[92].
После Октябрьской революции начинается борьба с религиозными праздниками, которые пытаются заменить антирелигиозными:
В противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта.
— Красная масленица // Известия. 14 декабря 1923 года.
Однако антирелигиозные шествия оказываются слабо востребованы массовой публикой, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов.
В начале 1960-х годов, в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий создаётся праздник «Проводы русской зимы», призванный заменить собой Масленицу. При этом эксплуатировалась риторика «возвращения народу его праздников» через «очищение» их от религиозной мистики — как христианской, так и языческой.
Праздник открывает политическая часть: митинг, выступление руководителей городской, поселковой или колхозной администрации и т. п.; затем наступает черед зрелища (концерта, показательных выступлений) с участием скоморохов, Деда Мороза, Снегурочки, олицетворений зимних и весенних месяцев, Весны, Трёх богатырей, сказочных персонажей; и только потом программа праздника допускает переход к интерактивным мероприятиям — танцам, соревнованиям, катаниям и т. д. Происходит торговля во временных павильонах (как дефицитными товарами, так и готовой едой — в том числе блинами). Почти обязательным становится сжигание чучела.[93]
Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов.
- Не всё коту Масленица, будет и Великий пост[94].
- Не по все дни свадьба, не всегда коту Масленица[95].
- Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай[96].
- Масленица объедуха, деньгам приберуха[97][98].
- Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы[96].
- Масленица — семикова племянница[98].
Сырная неделя в трактирах дореволюционной России[править | править код]
Трактирное поздравление с сырной неделейВ России до 1917 года служащие питейных заведений издавали специальные карточки, содержащие стихотворные поздравления с масленицей. Таким образом работники поздравляли посетителей трактиров и ресторанов в с праздником и подводили к уплате повышенных чаевых.[
Масленица в 2020 году – какого числа у православных, история праздника
Масленица – светлый праздничный недельный цикл, знаменующий конец вьюжной зимы и предвкушение теплых весенних деньков. Семидневное народное гуляние, с многовековой историей, неизменной славянской символикой, веселящими тело и душу традициями, венчающимися сжиганием обрядового чучела Морены – олицетворением холода, стужи, темноты.
Культовая атрибутика праздника многосоставная и сложная. В традиционные обряды включены почитание солнца, плодородия, ритуальные игры, гуляния, песни, в том числе и поминальные. Даже в названии масленичных дней сокрыт свой особый обрядовый смысл, не меняющийся веками.
У семидневного праздника множество имен: Блинница, Объедуха, Масленка, Целовальница и еще пару десятков славянских названий. И каждый год сроки празднования меняются. Но одно остается неизменным – ежегодно ее отмечают накануне пасхального – Великого поста и каждый день пекут блины.
Когда будет, какого числа Масленица в 2020 году у православных
Масленичные гуляния не зафиксированы особым образом в православном календаре. Христиане, исповедующие православие, знают ее как часть сыропустной недели – тот временной отрезок, что неизменно выпадает перед главным многодневным постом, предшествующим Пасхе. В пищу дозволено употреблять яйца, сырые, закисленные молочные продукты (кисляк, кефир, масло, сметана, сыр) и блюда на их основе, множество начинок (только не мясных), хмельное и много сливочного масла.
На заметку! Воцерковленные, строго блюдущие «съестную составляющую» поста православные в эти семь дней полностью воздерживаются от мяса и позволяют себе лишь яйца и молочку. Отсюда еще несколько названий – Сырная седмица, молочная неделя.
Масленая неизменно начинается за восемь недель до Воскресения Христова – в этом году это 24 февраля. Заканчивается в Прощеное воскресенье. И в 2020 году проводы зимы выпадают на идеальное в календарном смысле время – начало весны – 1 марта.
Что за праздник Масленица – коротко для детей
Детишкам, особенно младшего возраста, тяжело разобраться в таких терминах как «язычество», «славянство», «христианство», «православие», «культ»… Им бы чуть попроще преподнести информацию, не перевирая ее суть и смысл.
Можно объяснить, откуда взялся праздник Масленица в виде небольшого повествования, дескать: давным-давно, когда еще не было многоэтажных домов и люди (их называли славяне) жили не в больших городах, а в маленьких селениях, зимой им приходилось особенно туго. Не было теплых батарей, электричества, никакая техника не расчищала улицы. И вот люди так соскучились по теплу, что стали задумываться: как бы поторопить солнышко пригреть землю. Решили испечь круглые, как небесное светило, блины, и такие же румяные. Но просто блин с неба не видно, поэтому родилось у них еще одно решение: пошуметь, устраивая веселые игры, хороводы, пляски, катания – все то, что продемонстрировало солнцу, как они ему рады.
Семь дней гулял народ. Устраивал соревнования, представления. Ходили люди друг другу в гости. Угощали и угощались блинами, смазывая их маслом. Отсюда и название такое появилось у праздника – Масленица, а еще Блинница или Маслена.
А потом созрел у них еще один план: прогнать зиму, чтобы весна уж точно решилась вернуться. Но холодное время года просто так не поймать, вот они изобразили ее в виде чучела – разряженной теткой. Это чучело сжигали в большом костре, следя, чтобы от него (как весной от прошлогоднего снега) и следа не осталось.
Солнышко и весна увидели старание славян и заторопились вернуть тепло на землю. Вот с тех пор и повелось – печь блины, устраивать шумные, озорные гуляния на Масленицу, прогоняя надоевший холод. Но чтобы просто так зиму и весну не ссорить, отведено для Блинницы специальное время – семь дней в году. И за эту неделю нужно такой красивый, веселый праздник устроить, чтобы весне очень захотелось вернуться, а зиме – отправиться на отдых в свое снежное царство.
Тем, кто постарше, можно пояснить, что Масленица всегда отмечается перед одним из главных для православных постов – предпасхальным. А ее последний день – не только проводы зимы, но еще и Прощеное воскресение – время, когда можно у всех и каждого попросить прощение за то, что кажется правильным и нужным и получить то же в ответ.
История и традиции праздника Масленицы
Масленица – празднество-обычай, восходящий ко временам язычников-славян. Приурочена она была благодатному времени «взрослению» Ярила – удлинению светового дня, отходу зимних холодов, пробуждению природы, возвращению птиц из Ирия. В этот период просыпались цари леса и воплощение Велеса – «комы» – медведи. Для них пекли обрядовые хлебцы (отсюда и поговорка про первый блин комом). Есть версия, что имя «Масленица» принадлежит многоликой вечно юной славянской богине, вечно меняющей облики: пока день меньше чем ночь, она нежна и хрупка, как только свет борет темноту – пышна до такой степени, что щеки лоснятся маслом и настолько широкодушна, что готова согреть своим теплом каждого к ней обратившегося. Но с одним условием – за её сердце нужно было побороться: песнопением, гульбищами, игрищами.
Главная атрибутика – традиционные блины. С одной стороны, в них заключен образ возвращающегося с теплом солнца. С другой, блин – погребальная треба, приготовленная для проводов зимы в мир иной – достойно и с почестями. Традиция сжигания масленичного чучела – символ торжество жизни над смертью. Огонь – дань главному славянскому божеству – Роду. Ведение хороводов по часовой стрелке (посолонь) вокруг кострища – традиционный для язычников знак света, жизни, сохранения плодородия.
Наши предки отмечали Масленицу две недели подряд по солнечному календарю (финальный этап выпадал на нынешнее Благовещение). После принятия христианства – по лунному. Сакральный праздник был слишком почитаем народом, поэтому церковь не стала его отменять полностью, а переиначила на православный лад – выцерковляя языческие традиции, и сдвинула дату, сделав ее плавающей – за 56 дней до Пасхи.
Где отметить Масленичную неделю
Лучше всего всей семьей проводить Обжорную неделю в специально отведенных (обычно, администрацией населенного пункта) местах массового гуляния – на центральных площадях, в парках. Там, как правило, установлены и киоски с горячими блинами, чаем, и карусели, обустроенные горки, концертные площадки. Будут проводиться конкурсы с призами, шуточные состязания-баталии со снежками.
На заметку! Лучше всего взять с собой термос с горячим чаем, запасные варежки (после снежков они наверняка будут мокрыми), одеться в теплую, но не тесную одежду.
Если есть возможность, отличным решением проведения Блинницы будет этническая турпоездка:
- Посещение «столицы» праздника – Ярославля. В этом старинном русском городе построена даже расписная резиденция Государыни Масленицы. Проходят интереснейшие блинные квесты, этнические экскурсии.
- Еще один интересный вариант – путешествие в Коломну. Праздник проходит здесь в лучших русских традициях: со скоморохами, масленичной мистерией, битвой зимы и весны.
- Можно посетить Великий Новгород – тематическое празднество с кулачными боями, катаниями в санях с горок, фольклорными номерами, мастер-классами по выпечке блином, посещениями музеев (в том числе и деревянного зодчества) надолго напечатлится в памяти.
- Масленица в Суздале удивит гусиными боями, азартным завоеванием снежной крепости. Тут же можно будет научиться не только готовить блины по-суздальски, но и плести славянские обереги.
- Маршрут в Нижний Новгород порадует и гулянием и огромной ярмаркой с удивительными товарами российских и зарубежных ремесленников, хозяйственников, в том числе и храмовых, монастырских производителей натуральных продуктов.
- Посетить Малые Карелы под Архангельском. В деревне, сплошь из дерева, каждый почувствует себя если не героем исторического кинофильма, то героем русской народной сказки. Удивительная атмосфера поморской Масленицы с медвежьими забавами, которые реалистично погружают каждого в забытый мир народных традиций.
- В Волгоград можно отправиться с младшими детишками. Удивительный музей Русской сказки подарит детворе не только встречу с Масленой, но и с Емелей и Лешим, Бабой-Ягой и домовым.
Как празднуют и отмечают Масленицу в России
Масленую неделю, как и прежде, встречают, проводят и провожают в городах и селах широко и с размахом – разнообразными забавами, игрищами, развлекательно-игровыми программами, конкурсами, самобытными и профессиональными концертными номерами.
Что интересно – в каждой игре сокрыт определенный смысл. Даже в самом элементарном катанье с горки на санях, ледянках или салазках: чем дальше «санный путь», тем щедрее будет урожай. В «кулачных» забавах, играх «городок» (взятие снежного бастиона) зашифрована победа тепла над холодом. В фольклорном «Ручейке» (попарное разделение на две колоны, со сцеплением рук и пропуске в «тоннели» участника) – отбор будущих воителей и их спутниц. Даже в неизменном конкурсе, демонстрирующем ловкость – лазание на столб – отголосок давних времен: путь вверх по мировому дереву в славянский рай – Ирий.
В сырную неделю закликают весну кричалками, громкими песнями, частушками. Обязательно готовят ажурные, сытные, дрожжевые блины, угощая румяным блюдом всех членов семьи, родных и близких. Неизменно наряжают обрядовое чучело, сажая его на костер.
Масленичная неделя – веселое время, и чем больше в нем шума и забав, тем (по народным приметам) быстрее придет весна, тем щедрей будет природа одаривать своими подарками. А еще это отличный способ провести время с семьей, гуляя и играя на улице.
Как праздновали на Руси Масленицу
Наши предки разделяли масляную седмицу на две части – узкую и широкую. Первая половина – отводилась под работу и развлечение, вторая (с четверга) – только под веселье. Народный бесшабашный масленичный разгуляй – обязательное условие. Считалось, что только так можно ускорить приход весны: солнечной, милостивой, щедрой на цветение и урожай.
Русичи закручивали громкоголосые хороводы, обязательно прикрывая лица маскарадными масками – чтобы злые духи не узнали тех, кто их отгоняет и не стали мстить. Парни и девчата прыгали через костер, а затем умывали лица снегом (растапливая его предварительно в руках) – для красоты лица. Забавлялись недозволенными в течение года игрищами с целованием.
На заметку! Прилюдное целование незамужних пар было под строгим запретом на Руси. Нарушение целомудрия жестко каралось, и только на Масленицу влюбленные могли проявить свои чувства: обнять, поцеловать друг друга, не боясь наказания.
В начале недели обязательно заливали горку, строили снежную крепость, объявляя всенародный сбор – для знакомства с участниками будущих игрищ. Затем устраивали тризну с обрядовым «жертвоприношением» – молочными и мучными блюдами, хмельной брагой – во славу предков. Девушки закликали весну, собираясь на самой видной возвышенности близь селения.
Начиная с середины недели устраивали пышные пиры со всевозможными, сытными яствами – братчину. Затем потехи, народные гуляния. Жгли огненное колесо, прыгая через него, очищаясь огнем. Детвора, как и на Святки, ходила по дворам, прося подать блины, и отказывать в просьбе было нельзя.
Было отведено и специальное время для «гостевых» посещений, обязательных посиделок с родней. Седмица была насыщенной и шумной и «расписана» по дням. Порядок проведения узкой и широкой части празднества неукоснительно соблюдался, поэтому традиции и дошли до наших дней.
Как называются масленичные дни
У каждого дня Блинной недели свое значение и предназначение. Как именовались они сотни лет назад, так прозываются и сегодня. Вместе с названиями сохранилась и часть обрядов:
- Понедельник – подготовительный этап гуляний, сооружение обрядового чучела. «Мару» наряжали всем миром, старясь снабдить «куклу» несчастливыми вещами или лоскутами от той одежды, в которой случилось какое-то нехорошее событие. Считали, что чучело в конце праздника сгорит, а вместе с ним – развеются с дымом и все проблемы. Первый блин, испеченный в этот день, отдавали нищим, чтобы те помянули усопших.
- Заиграши (вторник). Время смотрин и сватовства с последующим назначением дня свадьбы. Незамужние девчата пользовались возможностью приворожить «суженого», сладким медом на блинах да щедрым маслом. По улицам ходили ряженые, устраивали представления с Петрушкой. Молодежь начинала катанье – на лошадях, запряженных в сани, на ледянках с горки.
- Лакомка (среда) – время пиров и ярмарки, чаепития на морозном воздухе. Причем, есть нужно было до упаду. В этот день тещи обязательно привечали многочисленных зятьев блинами – с разнообразными сытными начинками.
- Разгул (четверг) – игры и забавы набирали обороты. Устраивались кулачные бои, «походы» «стенка на стенку». Кровопролитные «побоища» имели определенный кодекс чести, нарушать, который было строго взборонено: запретные удары по причинным местам, пинание лежачего, нападение толпой на одного человека. Все только честь по чести, без причинения непоправимых увечий. Только молодецкая удаль да демонстрация силы.
- Тещины вечера или вечорки (пятница)– зятья угождали тещам блинами и разносолами. Но перед этим тещ уважительно зазывали – с поклонами да посыльными. За стол их сопровождали только в нарядной одежде. Считалось, что чем больше проявлено уважения, тем слаще будет супружеская жизнь.
- Золовкины посиделки (суббота) – час серьезного испытания для жен. К ним в гости приходили сестры мужа. Постараться нужно очень сильно: и нарядом опрятным угодить, и угощением, и приветливой беседой, и хозяйскими умениями, и обязательными подарками. А уж после приема всех гостей супружеские пары проводили обряды на укрепление брака – с обручальными кольцами, святой водой и молитвенными заговорами. Незамужние девицы звали к себе подруг и приятельниц (для них также должны были быть приготовлены подарки).
- Прощеный день, проводы (воскресенье). Сжигают разбухшее от нарядов чучело Мары, бросая в огонь старые, прохудившиеся вещи (пепел позже рассыпали по полям, закликая щедрый урожай). Близкие люди просят друг у друга прощения за все нанесенные обиды – мысленно, поступками и словами, кланяясь в пояс. После получения прощения, троекратно целуя друг друга. С очищенной душой люди приступали к Великому посту.
Последний масленичный день – время успокоения и покаяния. Веселье и разгул позади. Во время поста все послабления сыропустной недели – под запретом.
Как правильно пишется с большой или маленькой буквы слово Масленица
Если имеется в виду Масленица, как праздник, слово всегда пишут с большой буквы. Во-первых, это название торжества. Во-вторых, имя той, кто является главным персонажем обрядового празднества.
Возможен и иной способ написания. В том случае, если «масленица» – характеристика: образа жизни, времяпрепровождения, атмосферы беззаботного веселья, применяется маленькая буква. Простейший пример: «не жизнь, а масленица».
Масленица – праздник. Древний. Традиционный. Веселый и мудрый в своей беззаботности. То время, когда можно скинуть маску серьезности и повеселиться от души, сбросить груз годов, и вдоволь наиграться в снежки. Никто из веселящихся, проводящих время в шутках и смехе, не будет осужден. Наоборот: безудержное веселье – то, что любит Масленица. И чем оно разнообразнее, тем (если верить приметам предков), тем насыщенней будет жизнь на протяжении всего года. В любом случае, Блинноедка – традиция, а наследие процветает, когда его чтят, особенно если это так здорово и радостно.