Крылатые выражения - откуда они? - Форум

Мамы Башкортостана

Меню сайта
Новое в форуме
  • АНОНИМНЫЙ-БЫСТРЫЙ-ВЗЛОМ ПОЧТЫ - БЕЗ ПРЕДОПЛАТЫ
  • Пигментные пятна на руках
  • Кожа лица
  • Ноготочки!
  • Нежнейшее мыло и разные вкусности для душа и души! (Опт)
  • Всё о педикулезе (вшах) и его лечении
  • Где вы живете?
  • Роды - боль или счастье?
  • как родилась моя доченька
  • Мои роды
  • Детский транспорт по супер ценам
  • пояс доктор диск для позвоночника
  • Мысли беременной женщины
  • Хочешь стать мамой, но возникли проблемы?
  • ИДЕАЛЬНЫЙ МУЖ
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    Страница 1 из 11
    Форум » Домашнее хозяйство » Культурная жизнь » Крылатые выражения - откуда они? (может кому интересно)
    Крылатые выражения - откуда они?
    АlenkаДата: Пятница, 04.02.2011, 01:23 | Сообщение # 1
    Мудрец
    Группа: Организатор СП
    Сообщений: 5548
    Репутация: 5
    Статус: Вне сети
    Крылатые Выражения (Библия)
    1. Адамовы веки [времена].
    По библейскому мифу, Адам — имя первого человека на земле, прародителя рода чело-веческого. На основе этого мифа возникло выражение «адамовы веки (времена)», употребляе-мое в значении: давняя старина.
    2. Беден, как Лазарь. Петь Лазаря.
    Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20—21), из притчи о нищем Лазаре, кото-рый лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели «духовные стихи» и особен¬но часто «стих о бедном Лазаре», созданный на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жа-лобно, на заунывный мотив. Отсюда пошли выражения «петь Лазаря», «прикидываться Лаза-рем», употребляемые в значении: жаловаться на судьбу, плакаться, клянчить, притворяться бедняком, несчастным.
    3. Блудный сын.
    Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, II—32), в ко-торой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение свое. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжа¬лился над ним, обнял его и поцеловал; и сын сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Выражение «блудный сын» значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: чело-век беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблужде-ниях.
    4. Вавилонский плач. Вавилонское пленение. Вавилонская тоска.
    Выражения возникли из Библии, из 136-го псалма, в котором говорится о тоске иудеев, находившихся в вавилонском плену и с плачем вспоминавших о своей родине: «На реках ва-вилонских тамо седохом и плакахом...»
    5. Вавилонское столпотворение.
    Выражение возникло из библейского мифа о попытке построить в Вавилоне башню, ко-торая должна была бы достигнуть неба. Когда строители начали свою работу, разгневанный бог «смешал язык их», они перестали понимать друг друга и не могли продолжить постройку (Бытие, II, 1—9). (Церк.-слав.: столпотворение—строение столпа, башни.) Употребляется в значении: беспорядок, бестолочь, шум, суматоха.
    6. Валаамова ослица.
    Выражение возникло из библейской легенды о Валааме, ослица которого однажды заговорила человеческим языком, протестуя против -побоев (Числа, 22, 27—28). Употребляется ирониче-ски в примене¬нии к молчаливым и покорным людям, неожиданно заговорившим, запротесто-вавшим.



    Стерлитамак.Репетитор по физике и математике.
    Решение задач 89061087845
      Ответить
    АlenkаДата: Пятница, 04.02.2011, 01:23 | Сообщение # 2
    Мудрец
    Группа: Организатор СП
    Сообщений: 5548
    Репутация: 5
    Статус: Вне сети
    7. Валтасаров пир. Жить Валтасаром.
    Выражение возникло из Библии (Книга пророка Даниила, 5) из рассказа о пире у хал-дейского царя Валтасара (Балтазара), во время которого таинственная рука начертала на стене письмена, предвещав¬шие гибель царю; в ту же ночь Валтасар был убит, и его царством овладел Дарий Мидянин. Употребляется в значении: веселая, легко¬мысленная жизнь во время какого-либо бедствия. «Жить Валтаса¬ром» — беспечно роскошествовать.
    8. Ветхий Адам [человек].
    Выражение восходит к Посланиям апостола Павла к римлянам (6, 6), ефесянам (4, 22), колоссянам (3, 9), где имеет значение: грешный человек, который должен нравственно переро-диться. Отсюда «совлечь с себя ветхого человека, Адама» получило значение: духовно обно-виться, освободиться от старых привычек, взглядов.
    9. Вложить персты в язвы.
    Выражение, возникшее из Евангелия (см. Фома неверный), употребляется в значе-нии: коснуться уязвимого, больного места у кого-либо; не доверяя другому, самому убедиться в чем-либо на опыте.
    10.Волк в овечьей шкуре.
    Выражение возникло из Евангелия: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф. 7, 15). Употребляется как характери-стика лице¬мера, скрывающего свои дурные намерения под маской добродетели.
    11. Глас вопиющего в пустыне.
    Выражение из Библии (Исаия, 40, 3; цитируется: Матф., 3, 3; Марк, 1, 3; Иоанн, 1, 23), употребляется в значении: напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа.
    12. Голгофа.
    Холм в окрестностях Иерусалима, где, по евангельскому ми¬фу, был распят на кресте Иисус. Иносказательно: нравственные страдания, мучения; подвижничество.
    13. Голиаф.
    Так называют человека очень высокого роста и большой физи¬ческой силы, по имени фили-стимлянского богатыря-великана, кото¬рого Давид убил камнем, брошенным из пращи, о чем рассказано в Библии (1-я Книга Царств, 17).
    14. Ева.
    По библейскому мифу, Ева — первая женщина, сотворенная бо¬гом. Из любопытства она вкусила плод из запретного древа, за что была изгнана из рая (Бытие, 3, 20). Имя ее стало синонимом любопытной женщины.
    15. Египетская работа.
    Выражение это, употребляемое в значении: тяжелый, изнурительный труд, возникло из библейского рассказа о тяжелых работах, которые выполняли евреи, находясь в египетском плену (Исход, 1, 11, 13—14).



    Стерлитамак.Репетитор по физике и математике.
    Решение задач 89061087845
      Ответить
    АlenkаДата: Пятница, 04.02.2011, 01:23 | Сообщение # 3
    Мудрец
    Группа: Организатор СП
    Сообщений: 5548
    Репутация: 5
    Статус: Вне сети
    16. Египетские казни.
    Выражение это, употребляемое в значении: жестокие, губительные бедствия, возникло из библейского мифа о десяти казнях, которым бог подверг Египет за отказ фараона освобо-дить евреев из плена: превратил воду в кровь, наслал жаб, мошек, моровую язву и проч. (Исход, 7—12).
    17. Египетский плен.
    Выражение возникло из библейского рассказа о тяжелом положении евреев, находив-шихся в египетском плену (Исход, 1). Упо¬требляется в значении: тяжелая неволя.
    18. Заблудшая овца.
    Так говорят о человеке беспутном, сбившегося с правильного пути. Выражение возник-ло из Евангелия. (Матф., 18, 12; Лука, 15, 4-6).

    19. Запретный плод.
    Выражение употребляется в значении: что-нибудь заманчивое, желанное, но запрещен-ное или недоступное. Возникло из библейского мифа о древе познания добра и зла, плоды ко-торого Бог запретил есть Адаму и Еве. (Бытие, 2, 16-17).
    20. Златой телец.
    Выражение употребляется в значении: золото, богатство, власть золота, денег,— по библейскому рассказу о тельце, сделанном из зо¬лота, которому евреи, странствуя в пустыне, поклонялись как богу (Исход, 32).
    21. Змий-искуситель.
    Выражение употребляется в значении: соблазнитель; восходит к библейскому мифу о том, как змий, «мудрейший из всех зверей, сущих на земле», соблазнил Еву вкусить запретного плода от древа познания добра и зла, за что она и Адам были изгнаны из рая (Бытие, 3).
    22. Избиение младенцев.
    Выражение возникло из евангельской легенды об умерщвлении всех младенцев в Виф-лееме по повелению иудейского царя Ирода (см. Ирод), после того как он узнал от волхвов о рождении Иисуса, названного ими царем иудейским (Матф., 2, 1—5 и 16). Употребля¬ется как определение жестокого обращения с детьми, а также когда шутливо говорят о строгих мерах, применяемых по отношению к кому-либо вообще.
    23. Иуда-предатель. Иудин поцелуй.
    Выражения возникли из евангельской легенды о предательстве одного из двенадцати учеников Иисуса — Иуды Искариота; своего учителя он предал за тридцать сребреников иу-дейским первосвящен¬никам; приведя стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, Иуда сказал, что того, кого он поцелует, нужно взять, и тотчас подошел к Иисусу и поцеловал его (Матф., 25, 48—49; Марк, 14, 44; Лука, 22, 47). Имя Иуды стало синонимом предателя; выра-жение «иудин поцелуй» употребляется в значении: предательский поступок, лицемерно при-крытый проявлением любви, дружбы.



    Стерлитамак.Репетитор по физике и математике.
    Решение задач 89061087845
      Ответить
    АlenkаДата: Пятница, 04.02.2011, 01:24 | Сообщение # 4
    Мудрец
    Группа: Организатор СП
    Сообщений: 5548
    Репутация: 5
    Статус: Вне сети
    24. Камень преткновения.
    Выражение употребляется в значении: затруднение, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле. Возникло из Библии (Книга пророка Исаии, 8, 14; Послание апо-стола Павла к римлянам, 9, 31—33 и др.).
    25. Кающаяся Магдалина.
    Мария Магдалина (из г. Магдалы), по евангельской легенде (Марк, 16, 9; Лука, 7, 37—48; 8, 2), была исцелена Иисусом, из¬гнавшим из нее «семь бесов», после чего она раскаялась в своей развратной жизни и стала одной из верных его последовательниц. Образ евангельской кающейся Магдалины был широко популяри¬зирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом (1477—1576), Корреджо (1494—1534), Гвидо Рени (1575—1642). По ее имени «кающимися магдалинами» стали называть женщин, после развратной жизни вер-нувшихся к труду. Такое словоупотребле¬ние восходит к уставам убежищ для «кающихся ма-гдалин», возникших в средние века при женских монастырях; самые ранние убежища органи-зованы в 1250 г. в Вормсе и Меце. В России магдалинские убежища существовали с 1833 г. «Кающимися магдалинами» иро¬нически называют также лиц, плаксиво кающихся в своих про¬ступках.
    26. Не о хлебе едином жив будет человек.
    Выражение из Библии (Второзаконие, 8, 3; Матф., 4, 4; Лука, 4, 4). Употребляется в значении: человек должен заботиться об удовлетво¬рении не только своих материальных, но и духовных потребностей.
    27. Не от мира сего.
    Выражение из Евангелия, слова Иисуса: «Царство мое не от мира сего» (Иоанн, 18, 36). Применяется к людям, погруженным в мечтания, блаженным, чуждающимся забот о реальном.
    28. Не сотвори себе кумира.
    Цитата из библии, одна из заповедей Моисея (Исход, 20, 4). Употребляется в значении: не покланяйся слепо кому-, чему-либо, как идолу.
    29. Ноев ковчег. Ковчег спасения.
    Выражения возникли из библейского мифа о всемирном потопе, от которого спасся Ной со своей семьей и животными, так как бог заранее научил его построить ковчег (судно) (Бытие, 6, 7). Упо¬требляются в значении: помещение, заполненное множеством людей; средство спасе-ния.
    30. Притча во языцех.
    Выражение из Библии (Второзаконие, 28, 37). Притча—крат¬ кий рассказ с нравоучи-тельным смыслом; слово «языци» — языки, наречия, а также — народы, племена. «Притча во языцех» — то, что получило широкую известность, у всех на устах, сделалось предметом об-щих разговоров, вызывая неодобрение и насмешки.



    Стерлитамак.Репетитор по физике и математике.
    Решение задач 89061087845
      Ответить
    АlenkаДата: Пятница, 04.02.2011, 01:24 | Сообщение # 5
    Мудрец
    Группа: Организатор СП
    Сообщений: 5548
    Репутация: 5
    Статус: Вне сети
    31. Суд Соломона.
    Выражение это употребляется в значении: суд мудрый и скорый. Основано оно на библейском мифе (Третья книга Царств, 3, 16—28). Однажды к мудрому царю Соломону пришли две женщины с прось¬бой разрешить их спор. Одна из них сказала: «Мы живем вме-сте, и у нас было по сыну одного возраста. В прошлую ночь она во сне нечаянно придушила своего сына и переложила мертвого ко мне, а моего живого взяла к себе». Но другая утвержда-ла, что та сама задушила своего ребенка и теперь хочет отнять у нее живого ее сына. Соломон велел подать ему меч и сказал: «Так как обе жен¬щины присваивают себе ребенка, то рассеките его на две части и отдайте половину одной и половину другой». Тогда женщина, сын которой был жив, сказала: «Отдайте ей этого ребенка, только не убивайте его». Но другая настаивала: «Пусть же будет ни мне, ни тебе». И тогда Соломон решил, что мать ребенка именно та, кото¬рая умоляет не убивать его. На сюжет этого библейского рас¬ сказа написаны другие, вошед-шие в разные сборники легенд, из¬вестные в древней Руси. Повести под заглавием «Суд Со-ломона» встречаются в рукописных сборниках XVI—XVII вв. Суд этот изображался на лубочных картинках (И. Порфирьев, Ис¬тория русск. словесности, ч. 1, Казань. 1897, с. 261—262; Д. Ровинский, Русск, народи, картинки, кн. 5, СПб. 1881, с. 529).
    32. Фиговый листок.
    Выражение употребляется в значении: лицемерное прикрытие чего-либо постыдного, непристойного, а также лицемерная маскировка подлинных намерений или истинного положе-ния дела. Выражение восходит к библейскому мифу об Адаме и Еве, познавших после грехо-падения стыд и опоясавшихся листьями смоковницы (фигового дерева) (Бытие, 3, 7). Распро-странению выражения способствовало то, что с XVI в. скульпторы применяли фиговый листок при изобра¬жении нагого тела. Эта условность, удержавшаяся до конца XVIII в., возникла как уступка церкви, признававшей греховным реалистиче¬ское изображение наготы в искусстве.



    Стерлитамак.Репетитор по физике и математике.
    Решение задач 89061087845
      Ответить
    SladkayaДата: Среда, 28.03.2012, 00:13 | Сообщение # 6
    Новорожденный
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 12
    Репутация: 0
    Статус: Вне сети
    Эта информация очень полезная, т.к. "атеисты поневоле" не читали Библию. А мировая культура во многом опирается на сюжеты Нового и Ветхого Заветов. Особенно живопись. Многие картины художников от Ренессанса до Классицизма невозможно понять без этих знаний. love
      Ответить
    larisa83Дата: Суббота, 12.04.2014, 00:48 | Сообщение # 7
    Новорожденный
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 4
    Репутация: 0
    Статус: Вне сети
    Вот это да, необычная информация. Спасибо. Интересно)
      Ответить
    Форум » Домашнее хозяйство » Культурная жизнь » Крылатые выражения - откуда они? (может кому интересно)
    Страница 1 из 11
    Поиск:

    Приветствую Вас Гость

    Закажите мультиварку!
    Сегодня нас посетили:

    Copyright MyCorp © 2016Материалы сайта mamka.my1.ru защищены авторским правом. Копирование разрешено при указании ссылки на сайт.